Интервью Day.Az c кандидатом наук по международным отношениям института политических исследований в Бордо Самуэлем Луссаком. - Как вы оцениваете возможности Азербайджана по поставкам газа в Европу? - Тут важно отметить, что Азербайджан является сравнительно новым газовым поставщиком. Хотя страна и экспортировала месторождения «Гюнешли». Это значит, что три разных вопроса обсуждались практически одновременно. Другая проблема в том, что переговоры между Турцией и Азербайджаном носят больше политический, нежели экономический характер. Это не играет на руку ни одной из сторон - в долгосрочном сотрудничестве в любом случае будут потери, поскольку добыча газа с «Шах Дениз 2» может быть приостановлена или отложена. Иностранные компании тоже не в восторге от всего этого. Я думаю, что сейчас самое время для BOTAS и ГНКАР сосредоточиться на фундаментальных основах переговоров, и держаться подальше от политики - здесь слишком многое поставлено на карту, а риск потерять важный коридор между Каспием и Европой, довольно велик. - Вы считаете, что «Южный Поток» может лишить энергоресурсов проект Nabucco? - Этот вопрос уже долгое время обсуждается. У Nabucco и «Южного Потока» разные стратегии. Nabucco сейчас нужна финансовая поддержка, а «Южному Потоку» нужна безопасность транзита из России в Италию, через Турцию. Самое важное, это кто сможет поставлять достаточно газа для этих газопроводов. Последние несколько недель именно это и обсуждается. Некоторые газовые компании, заинтересованные в Nabucco, возможно, вели переговоры с Ираном, и не исключено, что тема резервных запасов туркменского газа также была затронута. Nabucco и «Южному Потоку» нужны разные поставки газа: российских и азербайджанских запасов не хватит на такие дорогие проекты (8 млн. евро для Nabucco, и 19-24 млрд. для «Южного Потока»). Грубо говоря, огромное значение для этих газопроводов имеют две страны - Азербайджан и Туркменистан. Что касается азербайджанской стороны, то она выразила свою поддержку в отношении Nabucco. Но, учитывая сложности в переговорах по газовой цене с Турцией, Азербайджан может искать и альтернативные маршруты. Одним из таких маршрутов может быть Грузия - но в этом случае придется строить подводный трубопровод, а это и проблематично и технически и финансово. Другой маршрут - «Южный Поток». Некоторые иностранные компании уже говорили, что они заинтересованы в транспортировке через Россию. В любом случае, я думаю, что ключевой фигурой в этих переговорах и вопросах является Турция. Без договоров по газу с Азербайджаном, все трубопроводы, поддерживаемые Европой, отстраняются от игры, и «Южный Поток» выходит на лидирующую позицию. Если же Азербайджан и Турция смогут договориться, то огромное количество азербайджанского газа пойдет в Европу через Южный Кавказ. Что касается туркменского газа, то тут все зависит от Брюсселя - там европейские дипломаты должны правильно подобрать ключи к Ашхабаду, для налаживания маршрутов транспортировки газа. Об этом пишет Day.Az.
|